РАЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТА

Перфекционист? Или просто устал от беспорядка среди фоток? Тогда вот тебе подорожник.

Предыстория

Как только поток клиентов становится более-менее стабильным, работа — командной, а съемки — частыми, ловишь себя на мысли, что жесткий диск маловат, бэкапы надо делать, разделять готовые фото по размерам под печать и соц сети и т. д. В общем начинаешь нуждаться в аккуратном хранении фотографий. В один из трудовых будней фотографа я понял, что на поиск нужной фотографии (надо было выложить конкретное фото в инсту), на все эти переходы по папкам и подгрузку превьюшек уходит слишком много времени. И эти штучные обращения к разным отдельным файлам или к конкретным проектам становятся слишком частыми.

Я решил надо с этим как-то бороться. Скажу сразу, я — технарь и перфекционист, поэтому для меня систематизация фото стала в каком то смысле занозой. В общем решил раз и навсегда выработать решение всех проблем хранения и систематизации коммерческих фотографий. Забегая вперед, скажу — позже я привел и личный фотоархив в аналогичную систему.

Отталкиваемся от задач:

Лично мне было бы необходимо:

  • Понимать, к какому проекту относится файл, даже не открывая его
  • Делать мгновенный поиск конкретной съемки и конкретного файла (например выложить в соцсеть или что-то подкорректировать)
  • Делать мгновенную выборку среди всех фотографий одного жанра (портрет, свадьба, влюбленные и т. д.)
  • Автоматическая сортировка проектов по дате, т.к. чаще мы обращаемся к недавним съемкам. Особенно к той, над которой сейчас работам
  • Удобно и без вопросов работать в команде с ретушером
  • Работать с разным разрешением изображений (для печати для отдельных соцсетей)
  • Перестать путать съемки:
    «Саша и Настя свадьба»
    «Свадьба Александра и Анастасии»
    «Саня, Настя (Свадьба)»
    или, другими словами, разобраться с коллизией имен проектов.
  • Защититься от случайной утраты иерархии папок (такое бывает например при восстановлении из случайно отформатированного диска).


Идеальная структура папок и файлов (по версии Васильева)

Самый простой способ решения всех задач этого списка является правильное именование папок и файлов. Сначала покажу, как это выглядит, на практике, а потом будем разбирать и привязывать к задачам.

Все мои папки проектов имеют такую структуру:

Наводим порядок в фотографиях

Все файлы изображений в соответствующих папках имеют такой вид:

Наводим порядок в фотографиях

Теперь в подробностях

Наводим порядок в фотографиях

Префиксы dng / jpg vk / mov

(только в названии подпапок проекта)

Для чего?

Решает проблему сортировки входных и выходных файлов в проекте. Так же как у программистов есть в проекте папка src, где хранятся исходники, папка out или target, где хранятся скомпилированные данные. Дополнительный бонус к командной работе с ретушером или сортировщиком: не нужно никаких объяснений, он всегда знает, где искать. А если не знает, то догадается, ибо очевидно же.

Почему префикс, а не суффикс?

  1. Так легче отличать название подпапки от названия папки проекта, у которого префикса вообще нет.
  2. В большинстве программ, которыми я пользуюсь (в проводнике, в файндере, в яндекс диске и других), конец имени папки может быть скрыт в силу нехватки места (видно только начало имени).

Как строится префикс?

Первая часть префикса — расширение (тип файлов) внутри этой папки. Это позволяет автоматом сгруппировать рядом папки с файлами одного типа. Вторая часть — предназначение: размер для вк, размер для инсты, размер для печати.

Кстати, в процессе работы могут возникать дополнительные обозначения и они всегда хорошо ложатся в общую концепцию.

Как это выглядит на практике?

dng — обозначение папки исходников. Туда складываем: .dng .cr2 .raf .nef, (и все прочее не .dng) потом все равно переводим в .dng средствами лайтрума, т.к. он меньше, чем оригинальный raw, а место в промышленных масштабах надо экономить.

jpg — для всех конечных файлов (для продакшна),

mov — все видяшки. В коммерции у меня это обычно бэкстейджи. В личных фотках — просто видео-составляющая отпуска или поездки. (не люблю перемешивать разные типы файлов в одной папке). В эту же папку улетают и .mp4. Да, не по перфекционистски это, но зато мы не создаем избыточных по смыслу папок.

Вторая часть префикса уточняет назначение:

  • jpg vk
  • jpg full
  • jpg insta
  • jpg else + что_то_еще
  • dng (чистое сырье, или несортированные dng)
  • dng sorted (зачем так — поясню ниже)

Зачем jpg else + что_то_еще?

Там могут храниться альтернативные или экспериментальные версии обработок. Их может быть несколько. Вне зависимости от размера или назначения они не будут вклиниваться в главный список идущих подряд

— jpg full

— jpg insta

— jpg vk

Зачем dng sorted?

После того как весь результат готов, заказчик принял работу, экспортирую обработанные dng и tiff в папку dng sorted.

Как только заканчивается место на диске, подчищаю 95% объема сырья (удаляю папки dng) и оставляю только dng sorted, т.к. в ней лежат исходники, которые я могу захотеть еще покрутить или потренироваться на них в будущем. Или даже скопировать свою обработку.

Дата

Главная причина

Дата решает проблемы с коллизией имен: не нужно выдумывать, как назвать папку. Даже если использовать только дату — можно навести неплохой порядок своих фото. Хотя бы по хронологии. Например, дни рождения:

2013−10−13 День рождения (Валера)

2014−10−13 День рождения (Валера)

2015−10−13 День рождения (Валера)

Не нужно выдумывать уникальные имена, которые с каждым годом становятся все менее понятными. Не нужно ничего прятать по подпапкам.

Бонус 1

Ты не забудешь когда у твоего друга, мамы, тещи или у клиента день рождения (в последнем случае можно придумывать всякие акции для постоянных клиентов).

Бонус 2

Дата позволяет автоматически сортировать проекты и в самом низу (или в самом верху) в проводнике всегда самые последние проекты, не нужно листать весь список и искать глазами нужный.

Почему именно такой формат даты?

Пробовал разные варианты начертания:

  • 20191013 — хуже читается глазами
  • 2019.10.13 — в проводнике и файндере цифры тоже слишком близко друг к другу

пробовал и нижние подчеркивания и плюсики и запятые, но остановился на знаке «минус». Так эстетичнее, на мой взгляд.

Кто-то скажет «можно же для поиска группировки и сортировки использовать метаданные зашитые в файлах». Да, можно, но это не панацея. Метаданные имеют свойство утрачиваться. Например после некоторых редакторов. Даже в лайтруме можно по неосторожности очистить метаданные или выводить в продакшн без них. А уж стандартный поиск по метаданным — лишние 50 кликов и прописываний искомого текста в разных полях.

Имя заказчика или название проекта

тут все просто

Зачем?

  1. Это просто ассоциативно удобно
  2. Мы не забудем, как зовут клиента
  3. По заказчику удобно делать выборки или искать все предыдущие работы с ним


В общем тут фристайл: как лучше запоминается, так и называем. Это основное имя проекта. Его удобно использовать в диалогах с ретушером и сортировщиком и т. д.

Теги для выборок

Указывая такие теги, можно с легкостью найти все съемки одного жанра, сделанные в определенной студии или даже зале. Например, для студийных съемок я указываю оба параметра:

2019−07−10 Александр и Вероника (студия Мимика-Николь, пара)

(Мимика — это студия, Николь — зал)

Когда выбираем с новыми клиентами студию, у меня сразу есть готовые примеры того, какие фото можно получить в конкретном зале.

Еще это дополняет мое воспоминание о съемке, в случае если название проекта или имя клиента не слишком информативно.

Индекс (только для файлов)

Перед съемкой я всегда сбрасываю счетчик кадров в камере. Это позволяет избежать единственной, но иногда мешающей ситуации: вот дошел счетчик до 9999, дальше в большинстве камер происходит сброс на 0001. Таким образом снимки получаются разупорядочены как в лайтруме, так и в папках.

Сохраняя индекс в обработанных файлах и в исходниках, я моментально могу найти исходник той или иной фотографии через поиск. Могу найти все ее альтернативные размеры (для соцсетей / для печати). Это в прямом смысле уникальный идентификатор конкретной фотографии в проекте. Через этот идентификатор можно указать на конкретный кадр клиенту. Клиент может выбрать конкретный кадр для указания на какие то проблемы или выбрать его для ретуши (знаю, что некоторые фотографы предоставляют право выбора клиенту).

Суффикс разрешения картинки (только для файлов)

Ремарка

Для тех кто не замечал, некоторые соцсети неаккуратно пережимают ваши джепеги, и в результате бритвенная резкость на контрастных границах может выглядеть как грубые ступеньки или что-то вроде шума / артефактов. Шума в плохом смысле, а не приятного пленочного зерна).

Зачем нужен суффикс?

  1. Позволит системе положить разные размеры файлов в одну папку, сохранив ясность, где какой файл.
  2. Ты случайно не перезапишешь в продакшн-папках джепеги печатного размера маленькими инстаграмными версиями.
  3. При поиске нужной версии картинки не нужно залезать в ее свойства и искать среди метаданных.
  4. Не нужно наводить мышку и ждать когда появится всплывающее сообщение с разрешением джепега. Просто смотрим имя файла.

Почему этот суффикс для подпапок где-то в начале, а для файлов в конце?

  1. Что бы одни и те же фотографии разных размеров, оказавшиеся в одной папке могли быть сгруппированы рядом автоматически. Такое иногда бывает нужно.
  2. Клиенты часто хранят наши фото в этих своих «новая папка (2)» / «новая папка (3)». И видеть наши префиксы jpg vk 2013-… в имени файлов ну просто не очень эстетично.
  3. Суффиксы имеют разную длину и создают некоторый сдвиг основной конструкции, начинающейся с даты, что не очень красиво.
  4. В отрыве от контекста проекта (например вынося куда то выборку) больше люблю смотреть на имя файла, начинающееся с аккуратной даты, а не со служебной инфы префиксов. Поэтому суффикс.

Почему симпол ' @ ' ?

  1. Это хорошо заметный маркер, как для меня, так и для клиента
  2. Он поддерживается всеми файловыми системами.

Как на практике?

Какие я выработал для себя суффиксы. Прежде всего скажу, что и к ним есть требования: они должны быть как можно более короткими, как можно более информативными, и максимально понятными тебе и клиенту.

@vk — разрешение равное 1920px по длинной стороне. Из названия понятно, что удобно размещать в вк. Подходит и для других ресурсов. Еще это разрешение дополнительно не сжимает контакт. То есть если скачать фотку обратно, она будет в тех же 1920×1080px, с тем же сжатием jpg, с той же битностью цвета и тем же размером, вплоть до килобайта.

@full — разрешение для печати. Обычно оставляю максимально возможное.

@insta — информация разнится, но в большинстве случаев принято считать, что 1080px по ширине — идеальный размер. Ограничения по высоте не подскажу.

Могут быть и другие суффиксы. Допустим @backstage и другие. На твое усмотрение.

Ради чего все затевалось

А теперь вишенка на торте. Как искать и делать моментальные выборки? Как же все это автоматизировать? Как переименовывать сотни и тысячи файлов пакетно? Чуть позже будет видео с примерами. Но для самых нетерпеливых текстом:

— на macos: Spotlight для поиска и «групповое переименование» (стандартная функция системы)

— на Windows: Everything для поиска и ReNamer для массового переименования.

Это просто бомбический буст к рутинным ковыряниям в проводнике. Это буквально неограниченные возможности молниеносных выборок, или поисков конкретного файла и конкретной съемки. Когда диски переваливают за 3−5 терабайт фоток — начинаешь ценить это особенно. Ты просто жмешь нужное сочетание клавиш из абсолютно любого места в системе, вводишь часть имени проекта, индекс и нужный размер (например @full) и моментально получаешь ту самую нужную фотку, которую нужно подкорректировать, кропнуть или поправить пластикой.

Что делать с именами, если файлы уже в лайтруме?

В лайтруме тоже есть встроенные средства группового переименования, что актуально для уже импортированных в библиотеку изображений. И есть средства переименования на этапе импорта и на этапе экспорта. В Adobe со мной солидарны, именовать проекты и файлы нужно правильно.

Для маководов я открытия сейчас точно не сделал, spotlight прекрасен, и если привести имена файлов в порядок, он чаще сможет быть полезен.

Если все сделать правильно можно даже не открывая картинку в любимом просмотрщике знать, какой файл, какого проекта у тебя перед глазами.

Минусы и ограничения

Как и любая другая, моя система не лишена недостатков. Но их всего два.

Очевидный

Длинное имя файла иногда не помещается в колонки таблицы проводника или файндера. Но мириться с этим можно если в проводнике нажать ctrl + shift + F5 и перейти в режим списка. Либо дважды кликнуть на разделитель колонок между именем и следующей колонкой. В файндере тоже можно менять размер колонок и он вроде как даже запоминается системой

Неочевидный

Максимальная суммарная длина полного пути файла и/или имени одного файла не должна превышать 255 символов. У macos больше, но для универсальности и кроссплатформенности ограничимся 255. В случае превышения (при переходе с макоси на винду) можно столкнуться с невозможностью открыть нужную папку или файл. Как лечится? Просто не даем себе придумывать 100 тегов, и длинные описания проектов. Краткость сестра таланта! Однажды столкнувшись с этой проблемой, теперь задаю более лаконичные имена и не прячу эти папки в кучу других вложенных папок, поэтому больше этой проблемы не встречал. Просто ориентируюсь на длину имени предыдущих проектов, которые проблем не имеют. Полный путь к папке проекта у меня выглядит так:

D:\Pictures\Фотографии (коммерция)\2018−07−05 Сергей и Вера (Петергоф, улица, свадьба)\

для личных фотографий вот так:

D:\Pictures\Фотографии (личное)\2014−10−13 День рождения (Валера)

Вместо выводов

Не утверждаю, что это единственно верное решение, но продумано в такой системе действительно многое. Поэтому статья носит рекомендательный характер. Однажды приведя фотоархив в соответствующий вид и настроив правильно в лайтруме пресеты экспорта обработанных фото, можно почти что в одном-двух местах прописывать название проекта, а дальше оно само все будет правильно именоваться. Пользуйтесь на здоровье.

Вопросы и уточнения можно задавать в личку в вк или тут в комментах. Постараюсь ответить на непонятные моменты и мелочи. Копировать материалы статьи и саму статью можно, с указанием ссылки на оригинал и автора.

P. S. Заранее извиняюсь за ошибки в орфографии, над статьей работаю по ночам, потихоньку допиливаю.


Если вы считаете такие трюки полезными

— напишите мне в личку (или тут в комментах) — мне будет приятно и я пойму стоит ли выкладывать подобные полезности по инструментарию фотографа, а в дальнейшем может и какие то размышления по поводу цвета и логики обработки в фотографии. Кстати, пишите в комментах, о чем еще вам было бы интересно услышать